В чем заключается многообразие социальных групп. Многообразие социальных групп
Формы социального взаимодействия.
Сотрудничество – форма социального взаимодействия, характеризующаяся обоюдной заинтересованностью, направленностью на достижение возникающей совместной цели, подкрепление взаимодействия такими средствами, как признательность, уважение, поддержка и др.
Соперничество – форма социального взаимодействия, для которой характерны: стремление к подчинению, отстранению соперника, отсутствие общей, совместной цели, зависть, неприязнь, озлобление.
Конфликт – форма социального взаимодействия, возникающая при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.
Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий.
Элементы социальной структуры:
Этническая структура (род, племя, народность, нация)
Демографическая структура (группы по возрасту и полу)
Поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.д.)
Классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне, средний класс)
Профессионально-образовательная структура.
Социальная структура включает: | |||
социальные общности- реально существующие совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью. Более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также, более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве самостоятельных субъектов социального действия. | социальные группы – устойчивая совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок. | социальные слои (страты) – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ). | социальные институты – устойчивые формы организации взаимоотношений между людьми, которые складываются по поводу удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. |
Признаки социальной общности: - сходство условий жизнедеятельности - общность потребностей - наличие совместной деятельности - формирование собственной культуры - социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности. | Классификации социальных групп. 1. По численности:большие (нация, демографическая общность, профессиональная), малые (семья, бригада, взвод, ученический класс). 2. По характеру взаимодействия: первичные (прямое эмоциональное взаимодействие членов группы), вторичные(функциональные связи). 3. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (организованные, имеющие официальный статус – семья, студенческая группа, армейская рота), неформальные (неорганизованные, стихийно сложившиеся – влюбленная пара, коллекционеры). 4. По реально существующему признаку:реальные (по доходу, возрасту, полу), номинальные (основанные на косвенном взаимодействии – пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.). | Различаются: - по уровню и источникам доходов - по уровню образования - по профессиям - по бытовым условиям - по включенности во властные структуры - по отношениям к собственности - по социальному престижу - по самооценке своей позиции в обществе - по качеству жизни. | Возникли из необходимости организовать, закрепить, обеспечить стабильность таких взаимоотношений, от которых зависит самодостаточное существование общества (институты семьи, брака, государства, церкви, школы, собственности, рынка и т.д.). |
Виды социальных общностей: - классы и социальные слои (страты) - социально-демографические - профессиональные - конфессиональные (религиозные) - этнические и территориальные - сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. | В основании социальных институтов лежат социальные нормы, т.е. выработанные обществом правила или образцы поведения людей в различных социальных обстоятельствах. |
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности - профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):
Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
статусные (и профессиональные) группы,
возникшие в ре
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа
нии сходства социального положения, позиций в обще
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес
кие работники, учительство, чиновничество, предприни
матели и т.д.;
целевые группы
(организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы - непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
МАЛАЯ ГРУППА |
Роль малых групп ъ жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.
Как и всякая социальная группа, малая группа - это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей
ствие,
хорошее знакомство партнеров друг с^другом. >
Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная - 7- 9 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
Они носят персонифицированный характер;
У участника группы легко формируется «Мы-сознание»,
ибо
«Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы
легко соотносит себя с ней;
В малой группе эффективно может осуществляться груп
повой контроль (и самоконтроль).
Человек постоянно на
виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре
акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до
стоверные ожидания относительно возможной реакции
каждого партнера;
Структура малой группы, выработанные в ней статусно-
ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор
мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова
ны,
т.е. адекватны конкретному составу участников, их
психологическим, нравственным, профессиональным осо
бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы,
и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых
группах групповые нормы и стандарты поведения в зна
чительной части формируются методом проб и ошибок,
«подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).
Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту.поколений.
Связь «личность - общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*.
Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уважения и общности между доверенными лицами компании и малой группой.
Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней.
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп.
Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-
* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
* См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.:
Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.?
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).
Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**.
Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны? Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
* См.: Андреева Г.М. Социальная психология. -^ М., 1980, с. 242-243.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФфи №99-06-80513
Удк ббк я о.. оглавление..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Институализация политической жизни
Становление политических институтов - процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия - политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Социальная группа — фундамент человеческого общества, и само общество — тоже социальная группа, только самая большая. Численность социальных групп на Земле превышает численность индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.
Социальная группа
— своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.
Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.
Социальные группы делят на:
- номинальные и реальные;
- большие и малые;
- формальные и неформальные;
- первичные и вторичные.
Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.
В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.
Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.
Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.
По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.
В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы. В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.
Ч. Кули (1864—1929) предложил различать первичные и вторичные социальные группы.
Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».
Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.
В течение последних двухсот лет социологи отмечают тенденцию к ослаблению роли первичных групп в обществе. Этот процесс выражен в понятиях «массовое общество» и «упадок общины». В современном мире наблюдается господство вторичных групп, но и первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.
Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.
1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.
2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, МАРГИНАЛЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.
МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ СФЕР: ДУХОВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ: СЕМЬЯ, ОБЩИНА, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЯ, КЛАСС. ВСЕ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО РАЗМЕРУ И РОЛИ. НО ВСЕ ОНИ ВХОДЯТ В КАТЕГОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. СОЦИУМ- ОБЩЕСТВО, ПОЭТОМУ ВОЗНИКАЯ ПО ОБЬЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НЕСУТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВЯЗИ И ПРИЗНАКИ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ И Т.Д.
МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ: СОЦИОЛОГИ ОБЬЯСНЯЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: 1.ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. 2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОТДЕЛЕНИЕМ РЕМЕСЛА ОТ С/Х- РЕМЕСЛЕННИКИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА: ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ, И Т.Д. ПРОИСХОДИТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ГРУПП: БОГАТЫХ И БЕДНЫХ, ЛИДЕРОВ И МАСС. СУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: УСЛОВИЯМИ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, СОЦ. НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ЕДИНОЙ ТИПОЛОГИИ НЕ СУШЕСТВУЕТ: УСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ НА МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ ГРУППЫ: 1.МАЛЫЕ- СЕМЬЯ, КЛАСС 2.БОЛЬШИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ТАКЖЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПО ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ: РАСА, ПОЛ, ВОЗРАСТ: БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В НИХ ВХОДЯТ ЛЮДИ, ПОТЕРЯВШИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИЗНИ. НАЛИЧИЕ БОЛЬШИХ СЛОЕВ МАРГИНАЛОВ НЕ СПОСОБСТВУЕТ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ:ЛЮМПЕНЫ
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЗАНИМАЮТ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕОДИНАКОВЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ, ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ И ДОХОДАМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ЗАНИМАЮЩИЕ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕРАВЕНСТВА НЕ СНИМАЕТ ВОПРОСА О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1. МАРКСИЗМ СЧИТАЕТ, ЧТО, НЕРАВЕНСТВО СВЯЗАНО С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. 2.СОЦ. РАВЕНСТВО – УТОПИЯ. 3.В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СОЦ. РАВЕНСТВО ЭТО РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ВЗАМОСВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОБРАЗУЮТ СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.КАКОЙ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ? КЛАССОВЫЙ ПОДХОД МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ В ОСНОВЕ ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА НА КЛАССЫ КРИТЕРИЙ СОБСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СТРАТЫ(ОТ ЛАТ. СЛОИ) КРИТЕРИИ: ДОХОД, ОБЬЕМ ВЛАСТИ, ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. КЛАСС НА СЛОИ:СРЕДНИЙ ВЫСШИЙ, СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ НИЗШИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА В ПАТРИАРХАЛЬНОМ, ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕНЫ (СОСЛОВИЯ, КАСТЫ) В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СНЯТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ СОЦ. ГРУПП В ДРУГУЮ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ НАПРИМЕР: ИЗ СЕМЬИ В ДРУГУЮ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ. ВОСХОДЯЩАЯ И НИСХОДЯЩАЯ ПУТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОДНИХ ГРУПП В ДРУГИЕ: КАНАЛЫ СОЦ МОБИЛЬНОСТИ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ. (АРМИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, БРАК И Т.Д.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖЕНИЕМ СОЦ. ГРУППЫ В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКА В НЕЙ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ СОЦ. ИНТРЕСЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЕЁ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРЕ, РЕЗУЛЬТАТАХ. ОНИ НАПРАВЕНЫ НА СОХРАНЕНИЕ В ГРУППЕ ОТНОШЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ СОЦ. ГРУППЫ ОТСТАИВАЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ И ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ПОЛИТИКУ: МАРШИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ВЫБОРЫ, СОЗДАНИЕ ПАРТИЙ
ВЫВОДЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ. МНОГООБРАЗИЕ ЭТИХ ГРУПП СВЯЗАНО С РАЗДЕЛЕНИЕМ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ КРОМЕ ЭТОГО ЛЮДИ ОБЪЕДИНЯТСЯ ПО УСЛОВИЯМ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ, ПО БИОСОЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЫ И ЛЮМПЕНЫ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАЗЫВАЮТ СОЦ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СОЦ. НЕРАВЕНСТВО, ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ЕЁ ХАРАКТЕРА ДО ОТРИЦАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: РАВЕНСТВО ПРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ВЫВОДЫ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ – КЛАСС, НО ПО МАРКСИЗМУ ОН ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕМ К СОБСТВЕННОСТИ. СОГЛАСНО ТЕОРИИ СОЦ. СТРАТИФИКАЦИИ КЛАССЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЕЩЕ И ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ, УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕСТВО НА СТРАТЫ- СЛОИ. СПОСОБНОСТЬ ЛЮДЕЙ ИЗМЕНЯТЬ СВОЙ СТАТУС НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ. ЧЕМ СВОБОДНЕЕ ОБЩЕСТВО ТЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЮТ СОЦ. ЛИФТЫ. ЗАЩИЩАЯ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЛЮДИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИКУ И Т. Д,ТАК КАК В ОСНОВЕ СОЦ. ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ДОСТУПА К СОЦ. БЛАГАМ. ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ