О языке паскаль. Что такое Паскаль

История создания языка Паскаль В 1965 году был объявлен конкурс по созданию нового языка программирования - преемника языка АЛГОЛ-60. Участие в конкурсе принял швейцарский учёный, поляк по происхождению, Никлаус Вирт, работавший доцентом на факультете информатики Стэнфордского университета. Проект предложенный им был отвергнут комиссией в 1967 году. Но Вирт не прекратил работу над созданием нового языка. Вернувшись в Швейцарию, совместно с сотрудниками Швейцарского федерального института технологии в Цюрихе, он уже в 1968 году разработал первую версию языка Паскаль. Язык назван в честь великого французского математика и механика Блеза Паскаля, в 1648 г. создавшего первую счётную машину. В 1971 г. Н. Вирт выпустил описание своего языка, а в 1975 г. было разработано руководство для пользователей Паскаля.

Pascal ABC - Система предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Эта система призвана осуществить переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Многие концепции в Pascal ABC упрощены, что позволяет использовать их на более ранних этапах обучения. Модуль графики обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi.

Структура программы Заголовок program NAME; Раздел описаний label; const; type; var; procedure, function; Блок основных операторов begin раздел операторов end.

Первая программа на языке Паскаль в среде Турбо Program Example_1; Var a, b, rez: Integer; Begin Write(‘Введите два числа через пробел ’); Readln(a, b); rez: = a*b; Writeln(‘Их произведение = ’, rez); End.

Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v 1 км/ч, в гору - v 2 км/ч и под гору - v 3 км/ч. Время движения соответственно t 1, t 2 и t 3 ч. Какой путь прошел пешеход? 1. Ввести v 1, v 2, v 3, t 1, t 2, t 3. 2. S 1: = v 1 * t 1. 3. S 2: = v 2 * t 2. 4. S 3: = v 3 * t 3. 5. S: = S 1 + S 2 + S 3. 6. Вывести значение S. 7. Конец. Задание Записать программу на языке Turbo. Pascal.

ЦЕЛЫЕ ТИПЫ тип диапазон значений Shortint Integer Longint -128. . 127 -32768. . 32767 -2147483648. . 2147483647 требуемая память 1 байт 2 байта 4 байта Byte Word 0. . 255 0. . 65535 1 байт 2 байта

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ Тип Диапазон значений Количество цифр мантиссы Требуемая память (байт) Real 2. 9 e-39. . 1. 7 e+38 1. 5 e-45. . 3. 4 e+38 11 6 7 4 Single Double 5. 0 e-324. . 15 1. 7 e+308 Extended 3. 4 e-4932. . 19 1. 1 e+4932 8 10

Операции, используемые для работы с целыми переменными Знак операции Назначение Приоритет + Сложение 2 - Вычитание 2 * Умножение 1 Целая часть от деления Остаток от деления 1 div mod 1

Примеры 15 div 3 = 5; 15 mod 3 = 0; 18 div 5 = 3; 18 mod 5 = 3; 123 div 10 = 12, 123 mod 10 = 3, 7 div 10 = 0. 7 mod 10 = 7.

Пример: Дано натуральное трехзначное число n, в записи которого нет нулей. Составить алгоритм сложения цифр трехзначного числа. 1. Ввести число n 2. C: = n mod 10 {разряд единиц} 3. A: = n div 100 {разряд сотен} 4. B: = n div 10 mod 10 {десятки} 5. S: = A+B+C 6. Вывод S 7. Конец Задание: Напишите программу на языке Turbo Pascal.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции Pascal, круглые скобки. Порядок действий при вычислении значения выражения: 1) вычисляются значения в скобках; 2) вычисляются значения функций; 3) выполняется унарные операции (унарный минус - смена знака); 4) выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления); 5) выполняются операции сложения и вычитания.

Встроенные математические функции языка Pascal Математическая запись Запись на Pascal Назначение cos x cos(x) Косинус x sin x sin(x) Синус x ex exp(x) Значение e в степени x [x] trunc(x) Целая часть числа x |x| abs(x) Модуль числа x sqrt(x) Корень квадратный из x {x} frac(x) Дробная часть числа x arctg x arctan(x) Арктанкенс числа x ln x ln(x) Натуральный логарифм x p Pi Число ПИ x 2 sqr(x) Квадрат числа x

Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: xy=e y ln x Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например, z=xy, где x, y - натуральные, это сделать так: Z: = Round(Exp(Y * Ln(X))).

Расчёт по формуле Примеры записи математических выражений: Математическая запись 2 x – 7 x + 6 Запись на Pascal Sqr(x) - 7 * x + 6 (Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y)) Ln(Abs((y - Sqrt(Abs(x))) * (x - y / (z + Sqr(x) / 4))))

Задача. Вычислить значение выражения Program Expression; Var X, Z: Real; Begin Write("Введите значения переменной X: "); Read. Ln(X); Z: = 6 * ln(sqrt(exp(x+1)+2*exp(x)*cos(x))) / ln(x - exp(x+3) * sin(x)) + abs(cos(x) / exp(sin(x))); Write. Ln("Значение выражения: ", Z: 12: 6); End.

Ветвление - такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий

Оператор ветвления в полном варианте IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); условие - записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет IF A>B THEN max: =A ELSE max: =B; Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций (OR, AND, NOT) IF (A>B)AND(A>C) THEN max: =A ELSE max: =100;

Src="http://present5.com/presentation/223935287_384486868/image-22.jpg" alt="Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max:"> Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max: =В;

Задача 2. Дано действительное число a. Вычислить f(a), если Program Us 1; Var x, F: Real; Begin Write. Ln("Введите действительное число: "); Read. Ln(x); IF x

Задача 3. Записать логическое выражение, принимающее значение TRUE, если точка лежит внутри заштрихованной области, иначе - FALSE. Прежде всего, обратим внимание на то, что эту сложную фигуру целесообразно разбить на несколько более простых: треугольник, лежащий в I и IV координатных четвертях и треугольник, лежащий во II и III четвертях. Таким образом, точка может попасть внутрь одной из этих фигур, либо на линию, их ограничивающую. Чтобы точка попала внутрь области, необходима истинность каждого из отношений, поэтому над ними выполняется операция AND. Так вся область была разбита на несколько, то между отношениями, описывающими каждую из них, используется операция OR. Учитывая приведенные здесь соображения и записав уравнения всех ограничивающих фигуру линий, получаем искомое логическое выражение: (X >= 0) And (Y >= 1. 5 * X – 1) And (Y = – 1. 5 * X – 1) And (Y

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Написать программу, которая вводит координаты точки (x, y) и определяет, попадает ли точка в заштрихованную область на рисунке. Попадание на границу области считать попаданием в область.

Задача 1. Даны действительные числа x, y. Если x и y отрицательны, то каждое значение заменить модулем; если отрицательно только одно из них, то оба значения увеличить на 0, 5; если оба значения неотрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку , то оба значения уменьшить в 10 раз; в остальных случаях x и y оставить без изменения. Разработаем алгоритм решения задачи, после чего напишем программу. Алгоритм запишем словесно: 1)ввести значения x, y; 2) если x

Program Usl; Var X, Y: Real; Begin Write("Введите два действительных числа "); Read. Ln (X, Y); If (X = 0. 5) AND (X = 0. 5) AND (Y

ОПЕРАТОР ВЫБОРА Кроме условного оператора в качестве управляющей структуры довольно часто используется оператор выбора CASE. Эта структура позволяет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения заданного выражения. Оператор выбора позволяет заменить несколько операторов развилки. Запись оператора выбора CASE K OF A 1: серия 1; A 2: серия 2; . . . AN: серия N ELSE серия N + 1 END;

Задача 1. В старояпонском календаре был принят двенадцатилетний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Написать программу, которая позволяет ввести номер года и печатает его название по старояпонскому календарю. Справка: 1996 г. - год крысы - начало очередного цикла. Поскольку цикл является двенадцатилетним, поставим название года в соответствие остатку от деления номера этого года на 12. Program Goroskop; Var Year: Integer; Begin Write("Введите год "); Read. Ln(Year); CASE Year MOD 12 OF 0: Write. Ln("Год Обезьяны"); 1: Write. Ln("Год Петуха"); 2: Write. Ln("Год Собаки"); 3: Write. Ln("Год Свиньи"); 4: Write. Ln("Год Крысы"); 5: Write. Ln("Год Коровы"); 6: Write. Ln("Год Тигра"); 7: Write. Ln("Год Зайца"); 8: Write. Ln("Год Дракона"); 9: Write. Ln("Год Змеи"); 10: Write. Ln("Год Лошади"); 11: Write. Ln("Год Овцы") END; END.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1) Написать программу, позволяющую по вводимому номеру дня недели вывести название дня. 2) Для двух целых чисел надо определить, является ли их сумма четным числом или нет. Для проверки четности используем условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0. Д/З Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года.

Задача 2. Составить программу, которая по введенному номеру дня недели выводит на экран его название. Program days; Var day: integer; Begin Write(‘Введите номер дня недели’); Readln(day); Case day of 1: writeln(‘Понедельник’); 2: writeln(‘Вторник’); 3: writeln(‘Среда’); 4: writeln(‘Четверг’); 5: writeln(‘Пятница’); 6: writeln(‘Суббота’); 7: writeln(‘Воскресенье’) else writeln(‘Такого дня нет’); end.

Пример. Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года. Program m; Var k: byte; Begin Write(‘Введите номер месяца’); Readln(k); Case k of 1, 2, 12: writeln(‘Зима’); 3, 4, 5: writeln(‘Весна’); 6, 7, 8: writeln(‘Лето’); 9, 10, 11: writeln(‘Осень’) else writeln(‘Такого месяца нет’); end.

Контрольные вопросы 1) Какую управляющую структуру Паскаля нужно использовать, если проверяемое выражение может принимать несколько возможных значений, и в каждом случае необходимо выполнять разные действия? 2) Чем отличается линейный алгоритм от ветвления? 3) Какие ключевые слова используются в Паскале для организации ветвления? 4) Чем полное ветвление отличается от неполного? 5) Как оформлять текст программы, чтобы он был понятнее? 6) Что необходимо использовать, если в случае истинности некоторого условия нужно выполнить несколько операторов? 7) В каком случае количество операторов begin в программе не должно соответствовать количеству операторов end?

Что такое Паскаль? Довольно много людей задается данным вопросом. В основном это люди, которые используют компьютер на базовом уровне. Паскаль - это один из самых известных языков программирования. Изучают его, как правило, в старших классах или же на первых курсах вузов. Считается базой для многих других языков программирования.

История

Что такое Паскаль, мы выяснили. Перейдем теперь непосредственно к истории его появления и развития. Создатель языка - Никлаус Вирт. Разработан он был в период с 1968 по 1969 год. Идея создания Паскаля пришла ему после участия в специальном комитете по разработке языков. Что такое Паскаль, интересно многим начинающим программистам. Такое название язык получил в честь знаменитого французского ученого который особенно знаменит созданием механической машины, суммировавшей два числа.

Первейшие публикации о том, что такое Паскаль, появились в 1970 году. В них говорилось о главных целях создания этого языка, таких как эффективность, которая способствовала бы отличным навыкам программирования и структурирования данных.

Реализация языка

  • UCSD Pascal. Эта система была создана в 1978 году. В ней появился порт компилятора, который позволял делать код переносимым, также теперь можно было редактировать исходную систему и так далее. В дальнейшем UCSD стал основой для многих последующих реализаций языка Паскаль.
  • Object Pascal. Программирование на Паскале всегда привлекало многих начинающих специалистов. В 1986 году Apple создала объектное расширение для языка. Группа, занимавшаяся разработкой, консультировалась с "отцом" Паскаля.
  • Turbo Pascal. Первая версия интегрированной среды разработки появилась в 1983 году. Borland стала фирмой, которая занялась разработкой данной реализации. Однако стоит отметить, что Turbo Pascal многое позаимствовал из Odject Pascal, и в целом эти реализации были схожы. Программирование на Паскале заинтересовало и Microsoft. Практически в это же время они выпустили собственную версию объектного языка, основанного на Паскале. Она не смогла получить массового распространения, и вскоре была забыта. Впоследствии реализация от Borland получила название Object Pascal.
  • Object Pascal сегодня. Важнейшим шагом в истории языка Паскаль является выход свободных реализаций. Они включили в себя все лучшее от многих других диалектов. В них присутствует отличная совместимость с большинством операционных систем.

Особенности

Знакомство с языком Паскаль необходимо начать с его особенностей. Главная из них - строжайшая типизация и присутствие Паскаль - первейших из подобного рода языков. Как считал разработчик, язык должен поспособствовать дисциплинированному программированию, так как в нем максимально исключены различные синтаксические ошибки, а также присутствует интуитивно понятный интерфейс. Что такое Pascal и каковы его основные особенности - главные вопросы, которые интересуют начинающих программистов. Язык довольно прост даже для новичка.

Однако изначально язык имел целый ряд недостатков. Главные из них: невозможность работы с короткая библиотека ввода-вывода, неимение средств для запуска функций, созданных на других языках, и так далее. Что такое Паскаль, язык которого довольно прост, в начале 80-х узнали многие специалисты. Тем не менее, не всем он пришелся по вкусу. Некоторые специалисты даже писали статьи, в которых подробно расписывали о каждом недостатке языка.

Недостатки и их исправление

Как и многие другие языки программирования, Паскаль может похвастаться не только плюсами, но и серьезными недостатками. Следует сказать, что постепенно разработчики борются с минусами, но это у них получается не всегда.

Как бы это не звучало, но не редко недостатки языка помогали программистам в обучении. Помимо этого, Паскаль в 80-е годы стал огромным шагом вперед в сравнении с Фортраном, который в ту пору изучали новички. Тем более, Фортран имел еще больше проблем. За очень короткий промежуток времени Паскаль сумел стать основным языком для обучения во многих школах и вузах. На его основе стали разрабатываться многочисленные программы.

Структура

О языке Паскаль писать можно много, но следует перейти непосредственно к процессу программирования. Каждое приложение в Паскале начинается с ключевого слова (Program). Сразу после него указывается наименование программы, а затем ставится ";". Иногда этого не требуется. После названия можно указывать список внешних файлов, которые будут выступать параметрами. После этого идет самое важное в программе - ее тело. Состоит оно из секций описаний констант, типов, переменных, процедур и функций. После них идет блок операторов - точка входа. Блок операторов располагается между ключевыми словами begin и end. Каждый оператор разделяется точкой с запятой. Для окончания программы используется точка, которая ставится после тела.

Применение модулей

Для применения модуля в программном коде должно присутствовать объявление о нем. Сделать подобное объявление можно при помощи инструкции подключения, которое представляет собой ключевое слово USES. После него указываются названия модулей, которые необходимо подключить. Инструкция вписывается сразу после заголовка или в секции интерфейса.

Некоторые реализации языка не поддерживают модули, особенно более старые версии. Разделить их можно на два вида: программный и вспомогательный. Первый присутствует в программе, начинается с ключевого слова program. Второй содержит переменные, константы, типы и так далее, может использоваться в других модулях.

Пунктуация

Синтаксис Паскаля требует строгого выполнения.

  • Точка с запятой. Ставится в конце заголовка, после описания переменных. С помощью нее разделяются операторы. Можно не использовать перед ключевым словом end.
  • Запятая. Используется в качестве разделителя в разнообразных списках.
  • Точка. Ставится в конце тела программы (после слова end).

Такой жесткий синтаксис является необходимым, так как компьютер считается исполнителем приложения. В случае применения неправильного знака выводится ошибка. Если точка с запятой выступает разделителем операторов, то оператором считается весь текст, расположенный между одной точкой запятой и последующей. В случае непостановки данного знака между операторами, программа будет воспринимать их за один, а также выдавать ошибку.

Язык Паскаль позволяет вставлять комментарии. Они служат пояснением к коду программы. Можно использовать русский язык. На работу программы комментарии не производят никакого действия.

В Паскале можно писать как строчными, так и прописными буквами. Выбор остается за программистом.

Критика

Как уже было сказано, особая популярность Паскаля пришлась на 1980-1990 годы, но находились критики, которые считали язык несерьезным. По их мнению, он подходит лишь для обучения. Особенно заметная критика была изложена в статье "Почему Паскаль не мой любимый язык программирования". Написал ее Брайан Керниган - один из разработчиков языка C. Именно после статьи Паскаль начал серьезно изменяться в лучшую сторону.

Несмотря на все недостатки, больше всего на Паскаль давит несерьезное отношение многих программистов.

Приведем несколько заметок из истории языка программирования Паскаль (Pascal). Прочтя данную статью, вы узнаете, какими этапами проходила история языка Паскаль.

Само названия языка - «Паскаль» - возникло в честь одного из великих французских математиков и физиков Блеза Паскаля (1623-1662). Немного из истории жизни французского мыслителя. Блез Паскаль родился в семье известного математика Этьена Паскаля.

Отличительная черта всех его родных - необыкновенная одаренность. У него было две сестры: у старшей сестры Жильберты были в большей степени развиты математические способности и литературный талант, а у младшей сестры Жаклины - артистический дар. Свое детство Блез Паскаль провел в Париже, школу никогда не посещал.

Единственный учитель, которого Паскаль признавал, был его отец Этьен. В четырехлетнем возрасте Блез уже умел читать и писать, начал интересоваться эвклидовой геометрией, а в 15 лет уже на равных мог обсуждать с известными на тот момент парижскими учеными сложнейшие математические задачи. Из юноши Паскаля вырастал гениальный математик.

Одним из известных изобретений Блеза Паскаля стал арифмометр (паскалево колесо), который производил все арифметические действия. Он представлял собой латунный ящик с интересным механизмом (рис. ниже).

Этот арифмометр прославил Блеза Паскаля во всех западных странах. Толпы народов со старого света направлялись в Люксембургский дворец (Париж), чтобы лицезреть это уникальное приспособление того времени.

Продолжается, и в 50-е годы XX века появились первые языки программирования высокого уровня: ФОРТРАН, КОБОЛ и АЛГОЛ. ФОРТРАН и КОБОЛ они существуют и по сей день, а вот АЛГОЛ как раз и стал родоначальником языка программирования Паскаль.

Первая версия АЛГОЛа появилась в 1958 году, разработчиком которого был создатель ФОРТРАНа Джон Бэкус. Последующими версиями языка АЛГОЛ стали АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68. Однако из-за громоздкости языков АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68 создавались большие трудности.

Поэтому в 1965 году Международная федерация по обработке информации предложила проект нескольким специалистам ЭВМ. Необходимо было создать новый язык программирования - преемник АЛГОЛа-60.

В этом проекте и принял участие будущий создатель языка программирования Паскаль - Николас Вирт, швейцарский ученый, на тот момент доцент факультета информатики Стэнфордского университета.

Николас Вирт начал разрабатывать проект АЛГОЛ-W. Целью проекта было обучение студентов различным методам: «структурное программирование», «программирование сверху вниз» и др. В 1970 году произошли два великих события:

  1. появление операционной системы UNIX
  2. появление нового языка программирования.

Николас Вирт назвал новый язык программирования в честь французского математика XVII века Блеза Паскаля, поскольку Паскаль создал вычислительное устройство (паскалево колесо). Первая версия нового языка программирования вышла на компьютере CDC 6000.

Успех языка Паскаль:

Выдающийся успех языка Паскаль обусловлен рядом причин:

  1. Язык в естественной форме отразил самые важные современные концепции технологии разработки программ.
  2. Именно благодаря своей компактности, целостности и ортогональности понятий, язык программирования Паскаль оказался весьма легок для изучения и освоения.
  3. Несмотря на кажущуюся простоту языка, он оказался пригодным для достаточно широкого спектра приложений, для разработки очень больших и сложных программ, даже операционных систем.
  4. Паскаль весьма технологичен для реализации почти для всех (в том числе нетрадиционных) машинных текстур. Существует интересное сравнение: разработка Паскаль-транслятора почти не превышает по трудоемкости хорошую дипломную работу выпускника вуза.

Итак, Вы увидели, как протекала история языка Паскаль. Заинтересовала статья?! По своей простоте и отсутствию громоздкости, основы языка программирования Паскаль могут постигать как учащиеся высших учебных заведений, так и обычные школьники. Программирование на языке Паскаль - увлекательное занятие. Программируйте и наслаждайтесь!

Больше, применяемых сегодня, никаких языков программирования период 60-х годов не принес, зато, как только он перешел на период 70-х годов сразу же в 1970-м году был разработан Паскаль, тот самый, который и сегодня изучается в школьной программе Информатики и на котором объясняется консольное программирование.

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968-1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Язык назван в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Первая публикация Вирта о языке датирована 1970 годом, представляя язык, автор указывал в качестве цели его создания - построение небольшого и эффективного языка, способствующего хорошему стилю программирования, использующему структурное программирование и структурированные данные. Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы - язык Модула-2. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Вирта, язык должен способствовать дисциплинированному программированию, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком.

Тем не менее, первоначально язык имел ряд ограничений: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п. Подробный разбор недостатков языка Паскаль того времени был выполнен Брайаном Керниганом в статье «Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования» (эта статья вышла в начале 1980-х, когда уже существовал язык Модула-2, потомок Паскаля, избавленный от большинства его пороков, а также более развитые диалекты Паскаля). Некоторые недостатки Паскаля были исправлены в ISO-стандарте 1982 года, в частности, в языке появились открытые массивы, давшие возможность использовать одни и те же процедуры для обработки одномерных массивов различных размеров. Однако многие недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами при обучении программированию. Кроме того, по сравнению с основным языком программирования в академической среде 1970-х (которым был Фортран, обладавший гораздо более существенными недостатками), Паскаль представлял собой значительный шаг вперёд. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ, в отдельных случаях на его основе были созданы специализированные обучающие языки программирования, так, в начале 1980-х годов в СССР для обучения школьников основам информатики и вычислительной техники Андрей Ершов разработал алголо-паскалеподобный «учебный алгоритмический язык».

Наиболее известной реализацией Паскаля, обеспечившей широкое распространение и развитие языка, является Turbo Pascal фирмы Borland, выросшая затем в объектный Паскаль для DOS (начиная с версии 5.5) и Windows и далее в Delphi, в которой были внедрены значительные расширения языка.

Диалекты Паскаля, применяемые в Turbo Pascal для DOS и Delphi для Windows, стали популярны из-за отсутствия других успешных коммерческих реализаций.