Все для школьной библиотеки. О том, что делать и как работать школьной библиотеке
Способность узнавать новое, распознавать достоверное, увидеть связи между областями знаний, идеями и концепциями, способность умело применять приобретенные знания на практике становятся главными умениями человека и гражданина и основной задачей учебного процесса в школе.
Библиотеки ОУ традиционно выполняли в обществе функцию хранителей и носителей не только информации, но и исторических традиций, через них осуществлялась преемственность накопленного культурного наследия народа, они вводили молодое поколение в контекст мировой литературы. Сегодня библиотеки наиболее «продвинутых» стран с опорой на цифровые технологии олицетворяют собой уже не только банк знаний /хранилище культурных традиций современного общества, но и, прежде всего, свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей, представляющийся не менее важным, чем свобода слова.
Свободный доступ к знаниям (вне зависимости от того, является ли библиотека местом в физическом пространстве или размещена в Сети интернет) в сочетании с новыми умениями человека и гражданина влияет на установление баланса между законами об авторском праве и свободной информации. Таким образом, библиотеки выходят на главенствующие позиции в деле создания информационного общества и поддержания его устойчивости.
К причинам утраты отечественными школьными библиотеками важнейших функций библиотеки как системы, которая влияет на формирование у молодежи причастности к своей истории, культуре и языку, есть несколько лежащих на поверхности причин:
Слабая подготовка библиотекарей к работе с интернет-технологиями Веб 2.0 - недооснащенность компьютерами, качественным доступом к Интернету, специальным оборудованием для оцифровки печатных изданий
Непредоставление в Сети открытого доступа к фондам
Общая недооценка обществом и педагогами школ новой роли библиотек (и особенно библиотек образовательных учреждений) в информационном обществе.
Школьные библиотеки за последние десятилетия стали заложниками рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, и выдачей книг учащимся.
«Что делать и как работать школьному библиотекарю, чтобы соответствовать новым требованиям?
Библиотека - часть живого организма, которым является школа. И как любая часть «живого» она может успешно функционировать лишь при определенных условиях. Эти условия зависят от таких параметров, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность; важное значение имеет гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, учителей,отдельных учащихся и небольших групп школьников.
Библиотека должна быть оснащена всем необходимым оборудованием (компьютеры, принтеры, проекторы, электронные доски и др.)
Библиотекарь становится лицом, ответственным за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях и во внеурочное время.
Развивается школа, в этих условиях развивается и школьная библиотека, демонстрируя примеры прямой связи между успеваемостью школьников и своей новой деятельностью. Данная деятельность связана прежде всего с расширением спектра библиотечных ресурсов и услуг, которые направлены на развитие и формирование информационной культуры и грамотности школьников, на поддержку их самостоятельных действий с информацией.
Библиотекарь всегда учил школьников любить книгу и чтение, и в этом смысле он всегда был и остается педагогом. Сейчас, в новом своем качестве педагога, библиотекарь может учить школьников-пользователей своего информационно-библиотечного центра:
- умению читать с интересом, как основе для обучения, личностного развития и удовольствия, - через оптимизацию доступа к информации и применение современных технологий в поддержку учебно-методической деятельности. Сюда можно отнести, например, помощь в создании старшеклассниками блогов - читательских дневников. Или создание детьми младших классов вместе с родителями блогов или вики-страничек, отражающих деятельность малышей в школе, рассказы о прочитанных книгах, видеомультфильмы по литературным сценариям, карты с путешествиями героев книжек, фотографии писателей и поэтов - авторов прочитанных книг, сообщения об успехах в чтении, планы и т.д.
- информационной грамотности - через формирование и развитие цифровой, визуальной, текстовой и технологической грамотности как основы для использования развивающихся технологий в качестве важного средства обучения в настоящем и будущем. Например, при подготовке детей к участию в сетевых проектах и консультировании на каждом их этапе, оказании помощи в использовании разнообразных социальных сервисов и инструментов для создания своего авторского продукта в соответствии с учебными или индивидуальными потребностями.
- Информационной культуре через обучение основам соблюдения этических норм при сборе, оценке и использовании информации; ответственного и безопасного использования социальных сервисов и инструментов, что способно играть важную роль в формировании личности человека. Например, на уроках безопасного поведения в Интернете, в процессе обучения школьников работе в коллективных средах, при знакомстве с ресурсами библиотеки и возможностями интернет-ресурсов и др.
Развитие информационной грамотности и культуры школьников на уроках зависит от учителя. А вот научить школьников свободно ориентироваться в сложной информационно насыщенной среде просто обязан современный педагог-библиотекарь - сотрудник информационно-библиотечного центра школы. В тесном сотрудничестве с педагогами школы библиотекарь может вырабатывать у детей навыки самостоятельного обучения, формировать стремление к использованию этих навыков в повседневной учебной работе и влиять на чувство ответственности и способность к самооценке (рефлексии).
Самые действенные сегодня методы работы школьного библиотекаря по развитию информационной грамотности и культуры связаны с проектной и исследовательской деятельностью школьников, осуществляемой совместно с педагогами школы, причем с активным использованием сетевого богатства сервисов и инструментов Веб2.0.
Все чаще появляются примеры разработки библиотекарями программ развития информационно-библиотечных центров в школах в соответствии с требованиями времени:
- с учетом совместных действий учителей-предметников, ориентированных на новые формы и методы работы со школьниками по формированию и развитию их информационной грамотности и культуры;
- направленных на поддержку самоподготовки учащихся и их самостоятельных учебных исследований;
- ориентированных на обучение и консультирование педагогов-предметников школы для использования ими информационных технологий в классах;
- направленных на развитие «виртуальной библиотечной службы» (блоги, гугл-сайты, вики-среды), позволяющей получить информацию о ресурсах и сами ресурсы библиотеки, работая за домашним компьютером.
Программы могут быть реализованы (и реализуются), если они обретают статус действующих. А это происходит тогда, когда библиотекарь является членом педагогического коллектива школы, принимает участие в разработке, реализации и оценке учебных программ, акций и мероприятий, делающих акцент на развитии у школьников информационной грамотности и культуры. Когда действия этого специалиста понимает, одобряет и принимает педагогический коллектив.
Кто научит самого библиотекаря?
Библиотекари школ должны учиться (дистанционно). В современных условиях именно педагоги и педагоги-библиотекари, как в никакой другой специальности, должны быть все время «в тонусе» — быть в курсе стремительно развивающихся интернет-технологий, новых педагогических методов и приемов, чтобы эффективней передавать свой опыт и обучать подрастающее поколение. В ближайшее время должны быть разработаны дистанционные мини-курсы по освоению тех или иных сервисов или инструментов, причем «в связке» с библиотечной и образовательной деятельностью.
Самое главное, что происходит на таких дистанционных курсах - это «переворот» сознания: от бумажного к цифровому, от боязни сделать хоть какой-то шаг в Интернете (кроме, наверное, обращения к электронной почте и поиску Сети), чтобы не показаться смешным, до смелых действий, подтверждающих желание постоянно учиться, осваивать что-то новое, не только «брать» от других в Интернете, но и давать, делиться своим собственным.
Критерии эффективности деятельности библиотек школ, которые выделяют австралийские коллеги, весьма продвинувшиеся в библиотечном деле,- «состав фонда, оргструктура, использование информационных технологий, кадровая политика (и это не один библиотекарь), пространство библиотеки, вклад в организацию дифференцированного подхода к обучению школьников, развитие взаимопонимания между людьми и приумножение знаний». Скорее всего, эти критерии верны и для любых библиотек образовательного учреждения, в том числе и нашей страны. Необходимо развитие всех компонентов школьных библиотек: и материальной базы, и обеспечения компьютерами и доступа к Интернету, и регулярного пополнения фонда, и создания «виртуальной» части библиотеки, и особого внимания к информационной грамотности каждого школьника, создавая для этого соответствующие условия.
Уровень информационной грамотности современного библиотекаря определяется потребностью и целесообразностью использования современных интернет-технологий - социальных сервисов и инструментов в учебно- воспитательной деятельности школы в целом. Мы уже разобрались в том, что сегодня важно для школьника - умение определять, достигать, оценивать, управлять, интегрировать, создавать и общаться.
Что должен уметь библиотекарь, чтобы развить эти умения школьников ?
Следующие направления работы имеют самое непосредственное отношение к сегодняшнему педагогу-библиотекарю школы:
- обучать педагогов и школьников практическим навыкам в области информационной грамотности;
- выступать партнером для педагогов-предметников, работая в сотрудничестве по обучению школьников поиску;
- уметь оценивать и использовать разнообразные информационные ресурсы;
- выступать в качестве информационного специалиста, который выявляет, отбирает, оценивает и предлагает к использованию учителям разнообразные ресурсы;
- выступать консультантом по применению разнообразных ресурсов;
- выступать менеджером программ, который определяет цели, задачи и методы библиотечного обслуживания и соответствующим образом организует работу информационно-библиотечного центра;
- разделять ответственность с учителями за развитие у детей стремления к учебе, способности к пониманию информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и указанным с другими.
Как сделать педагога своим союзником в этой деятельности?
Работать в течение всего учебного года совместно - над совместными, заранее составленными и утвержденными на педсовете школы программами развития информационной грамотности и культуры школьников с 1-го по 11-й класс! Постоянно совершенствовать свои знания. Учить тому, чему учишься сам. Демонстрировать всегда свою необходимость. И, конечно, совместно с педагогами реализовывать все запланированное. Это непростой процесс, но совершенно необходимый. Либо ты- педагог-библиотекарь, способный консультировать учащихся в ходе их самоподготовки к урокам, их деятельности, связанной с учебными исследованиями в рамках проектов (в том числе - дистанционно), либо ты - технический специалист, который занимается лишь заказом и выдачей учебников.
Должна ли для этого школа предоставить дополнительные ставки в библиотеке?
Прежде всего, необходимо решить вопрос с обеспечением учебниками школьников. Должен быть в школе помощник в библиотеке - технический сотрудник, который по сформированному списку, утвержденному директором, заказывал и привозил учебники, а также обрабатывал бы их, формируя электронную базу данных. Состав работников школьного информационно-библиотечного центра - это минимум 3-4 человека. Директора сейчас более свободны в принятии решений.
Что в первую очередь необходимо пересмотреть и изменить школьным библиотекарям в практике своей работы- в связи с введением нового статуса?
Самому библиотекарю надо разобраться и ясно понять, что новая должность - это новые обязанности. Новая должность - это постоянное самообучение и самообразование, освоение новых технологий и не только интернет-технологий Веб 2.0, но и, прежде всего, педагогических. А в школе главные действующие лица - дети-школьники. Вся деятельность педагога - библиотекаря - вокруг них, для них и с ними. Все должно быть направлено на поддержку их стремления учиться, на взаимодействие с педагогами - предметниками в общем стремлении повышения качества этого обучения.
Библиотека образовательного учреждения - это прежде всего библиотека для участников образовательного процесса.
Новые тенденции в школьном образовании, обозначенные в проекте нового стандарта общего среднего образования (Институт стратегических исследований РАО), ориентация на компетентностный подход, исчезновение в средней и старшей школе выделенных уроков информатики, требование широко использовать в предметном обучении новейшие интернет-технологии, перенос акцента в учебно-воспитательной работе на самопознание и самоподготовку учащихся, постепенное преобразование библиотек школ в информационно-библиотечные центры - все это дарит надежду на перемены в деле школьных библиотек. На понимание обществом новой роли библиотеки и библиотекаря в школе, которая сегодня определяется так:
- Библиотека - жизненно важная часть школьной программы;
- Библиотекарь - педагог - участник учебного процесса;
- Библиотекарь - активный член педагогического коллектива;
- Библиотекарь обучает информационной грамотности школьников в процессе их самостоятельных учебных исследований;
- Библиотекарь повышает уровень чтения с помощью письменных отзывов, в том числе в Интернете (блоги,вики, социальные сервисы, Веб2.0);
- Библиотекарь - консультирует участников педагогического процесса по работе с компьютером, мобильными технологиями и электронными текстами.
Школьная библиотека
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.
Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.
Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.
Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.
Учебный фонд расположен в отдельном помещении.
Моя профессия - школьный библиотекарь
Да кто же он такой библиотекарь?
Чудак, Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек!
Вы так решили, опуская лица
В тяжелый, надоевший полке тем,
А мне, скажу во век не надивиться
Его святым, бесхитростным трудом!
Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.
Режим работы библиотеки:
с 8.00 ч. до 16.00 ч.
Выходной день - воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:
Положение о библиотеке ОУ;
Правила пользования библиотекой ОУ;
Должностные инструкции работников библиотеки;
Паспорт библиотеки.
Документы учета и контроля:
Книга суммарного учета основного фонда;
Инвентарные книги;
Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;
Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;
Книга суммарного учета учебников;
Журнал выдачи учебников по классам;
Дневник работы школьной библиотеки;
Папка с копиями накладных и счетов;
Акты списания.
Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.
В школе работает информационный центр, руководит которым педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна
Для кого и зачем создана эта страница?
Страница «Школьная библиотека»на сайте нашей школы-это не просто "дань моде", это необходимость, и без неё библиотеке уже сложно дальше существовать. Онасоздана для читателей школьной библиотеки – учащихся, педагогов и родителей.
Читатели нашей библиотеки остро ощущают нехватку времени.Они не могутчасами просиживать в читальном зале и работать с энциклопедиями, справочниками, словарями. Где же они находят информацию, когда готовятся к урокам? Конечно, в Интернет. Но чтобы читатели не забыли, что в школьной библиотеке есть очень много ценного материала, полезных и интересных книг, журналов, для этого и была созданастраница «Школьная библиотека».
Чтобы привлечь читателей из Интернетв библиотеку, к её ресурсам,мы постараемся раскрывать фонд школьной библиотеки с разных сторон. Но это не единственная цель страницы. Если школьная библиотека вошла в виртуальную среду, то мы будем пополнять свои информационные ресурсы за счёт всего того ценного, что в этой среде создано трудами многих людей.
Попадая на страницу«Школьная библиотека», вы установитесь её гостем – это значит, что вы зашли в нашу библиотеку, в нашу школу. Постараемся, чтобы вам было здесь уютно, чтобы вы с пользой провели своё время.
Цель создания страницы «Школьная библиотека»:
формировать и повышать информационную культуру учащихся школы;
формировать и развивать у учащихся интерес к чтению;
развивать творческие способности;
формировать и повышать коммуникативную компетентность.
Задачи страницы «Школьная библиотека»:
расширение информационного пространства школьной библиотеки;
оказание информационной поддержки образовательному процессу в школе;
привлечение читателей школьной библиотеки к активному участию в жизни библиотеки;
применение ИКТ в работе школьной библиотеки;
обмен опытом работы с коллегами.
Школьная библиотека – место, которое любят и посещают все школьники и педагоги. Наша библиотека открыта в 1962 году. Расположена на третьемэтаже и занимает изолированное помещение. В библиотеке естьабонемент и читальный зал, которыйсовмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками, организован отдел «Краеведение». Библиотека оснащена компьютером для педагога-библиотекаря икомпьютером для учащихся, есть принтер, сканер, ксерокс, установлены проектор и экран.Фонд библиотеки пополняется электронными цифровыми ресурсами, учебниками. Учебный фонд расположен в отдельном помещении Мы можем предложить вам любой учебник или книгу, вы сможете полистать журналы и пообщаться с друзьями. В тишине библиотеки можно выполнить домашнее задание, написать реферат, выйти в Интернет.
Мы очень надеемся на сотрудничество с вами, дорогие педагоги и учащиеся, в новом учебном году!
Педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна
Л. А. Борисова руководитель отдела культуры ПО «Радуга-ЛИК» г. Рязань
Стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия сделало актуальным вопрос о роли библиотеки в современном обществе, которая рассматривается как информационный центр, дающий доступ к оцифрованным ресурсам всех библиотек мира, и культурно-досуговый центр, делающего упор на различных формах массовой работы с читателем.
Мы, разработчики и производители библиотечного оборудования «Радуга-ЛИК», видим библиотеку информационным, культурным и духовным центром, своеобразным мостом между классическим культурным наследием и современностью. В первую очередь это касается школьной библиотеки, которая, на наш взгляд, может достойно выполнять воспитательную функцию образования.
Уточним свою позицию. Распространение интернета, безусловно, открыло нам доступ к огромному количеству информации. Но, как и любое сильнодействующее средство, применяемое бесконтрольно, сетевые богатства имеют ряд побочных эффектов, которые общество уже испытывает на себе. Рассеянное внимание, привычка перескакивать с новости на новость, не задерживаясь мыслью на прочитанном, отсутствие желания формулировать собственные мысли, заменяемое чтением чужих поверхностных комментариев, порождают интернет-зависимость. В первую очередь, это касается детей, у которых умение думать самостоятельно в таких условиях почти не имеет шансов быть сформированным. Чтение же сколько-нибудь серьёзной, глубокой литературы без навыков концентрации мысли и самостоятельного анализа текста делается практически невозможным.
К сожалению, плотность школьной программы не позволяет педагогам подолгу задерживаться на изучении отдельных произведений классиков, не говоря уже о воспитании в учащихся умения читать в традиционном смысле этого слова - не пробегая глазами текст с целью выхватить основные события, а примеряя на себя мысли и поступки героев, ловя намёки и ссылки, рассыпанные автором, задаваясь в итоге теми же вопросами, которые побудили автора написать книгу. Аспект нравственного развития при чтении классической литературы, таким образом, остаётся не затронут. Кто же, если не работник библиотеки, может и должен встать на защиту вечных ценностей, оплотом которых для предыдущих поколений читателей была классическая литература?
Исходя из триединой концепции современной школьной библиотеки - информационная, культурная и духовная, - мы и проектировали библиотечное пространство петербургской средней школы «Центр образования "Кудрово"».
Библиотека школы включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку.
В соответствии с принципом многофункциональности, пространство читального зала оборудовано трансформируемой мебелью и разделено на несколько зон.
В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Например, в развитии самостоятельного мышления школьников, умения анализировать информацию и аргументированно отстаивать свою позицию большую помощь оказывают дискуссионные клубы.
Мы видим библиотекаря организатором и ведущим таких клубов, фокусирующим внимание учеников на острых проблемах современности, а также прививающим навыки культуры дискуссий.
Не менее важно живое участие библиотекаря и в других школьных объединениях. Допустим, при постановке пьес в школьном театре библиотекарь может порекомендовать литературу о быте, нравах, манерах того времени, критические статьи, помогающие понять замысел автора. Он может вести политический кружок, в котором, помимо анализа текущих событий, разбирается их социально-экономическая подоплека и изучаются методы воздействия на электорат. Киноклуб, знакомящий школьников с великими фильмами, поэтический кружок, исторический клуб, редакция школьного сайта - аналога традиционной стенгазеты - всё это может раскрыть интеллектуальный и нравственный потенциал ученика, стать местом живого общения детей и взрослых.
Изготовленная нами многофункциональная мебель - такая как мультимедийный стеллаж с компьютером и панелями для рисования маркером, а также трансформируемые модули типа «горки», из которых можно создавать и разноуровневые ряды для сидения, и сцену для выступлений, - предназначена для всех вышеперечисленных видов деятельности. Помимо прочего, этот мебельный комплекс позволяет проводить уроки и семинары, требующие подключения к мировой компьютерной сети.
Актуальные занятия на стыке нескольких дисциплин уместны именно здесь, а участие библиотекаря, способного помочь отыскать нужные сведения, порекомендовать интересные ресурсы, новые работы, касающиеся исследуемой темы, будет как нельзя более кстати.
Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками,ёлочек и домиков. На игровом подиуме-горке с мягкими подушками можно рассаживать детей при проведении мастер-классов или представлений в кукольном театре с ширмой, также входящей в комплект мебели. Столы-трансформеры на колёсиках, кресла и стулья предназначены для групповой работы. Как показала практика, эта зона пользуется большой популярностью среди детей.
Мультимедийная зона, предназначенная для индивидуальной работы с информацией, включает в себя акустическое кресла- шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы - каждый может выбрать себе место в соответствии со своими предпочтениями. По всей территории разбросаны островки отдыха - удобные кресла для одиночек и диванчики для компаний.
В целом дизайн помещений направлен на то, чтобы пришедший сюда человек чувствовал себя комфортно и непринуждённо как во время работы, так и во время досуга. Насколько можно судить, замысел себя оправдал: библиотека пользуется большой популярностью среди учащихся, которые приходят сюда и заниматься, и общаться, и просто отдохнуть между уроками.
Разумеется, новые формы работы предполагают особые требования к сотруднику библиотеки: разносторонняя эрудированность, коммуникабельность, умение ориентироваться в интернет- ресурсах. А использованные нами современные решения - лишь инструмент в работе педагога-библиотекаря. Ему предстоит стать проводником по сетевым лабиринтам как для учащихся, так и для преподавателей. Только он может «одухотворить» библиотечное пространство, помочь современному школьнику преодолеть «культурную пропасть» между проблемами общества, ориентированного на потребление, и вечными вопросами человечества, которыми проникнута мировая классическая литература.
К счастью, именно такой человек стоит во главе библиотеки новой кудровской школы - Юлия Вячеславовна Коваленко. И мы позволим себе выразить надежду, что совместными усилиями педагогов и библиотекарей интернет из виртуального мира, в котором ребёнок предпочитает проводить свободное время, превратится для него в обычную информационную базу. А библиотека станет интеллектуальным, культурным и духовным центром школы.