Когда появилась первая драм машина. Что такое драм-машина и для чего она нужна? Эксперименты со звуком

Весь ХХ век наблюдались значительные изменения в акустическом пространстве музыкального искусства. С развитием индустриальной культуры общество погрузилось в новую акустическую атмосферу, наполненную городскими и производственными шумами. Урбанизированная звуковая атмосфера существенно обогатила традиционный классико-романтический стиль, став неотъемлемой чертой городской культуры. Одним из средств выражения современных ритмов стала драм-машина.

Существенное влияние на формирование новой звуковой атмосферы оказало развитие технологий звукозаписи и электромузыкальных инструментов. Теперь композитор получил возможность тотального контроля над звуковой реальностью, осуществляя поиск новых, непривычных звучаний через синтез, комбинацию и трансформацию звуковых объектов.

Что это такое

Драм-машина представляет собой электронно-программируемое музыкальное устройство, позволяющее эмулировать ударные инструменты. Благодаря пошаговому программированию, можно создавать и редактировать фрагменты ударных (drum-loops) в любой последовательности, с разнообразным тембральным звучанием и т. д. Во встроенном секвенсоре можно расставлять необходимые звуковые отрезки для конкретной песни или мелодии, то есть машина способна заменить на стадии звукозаписи или создания композиции живого барабанщика.

Драм-машины могут быть в виде отдельного устройства или эмулированные на компьютере. Нельзя сказать, что виртуальная драм-машина лучше физической. Чтобы собрать качественную виртуальную систему, к собственно компьютеру придется докупить MIDI-интерфейс, программный секвенсор, источник звука и другие элементы.

Многие модели оснащены «пэдами» - специальными клавишами, позволяющими физически аккомпанировать музыкантам. В память машины часто интегрированы как акустические ударные, так и «роботизированные» необычные звуки.

История появления драм-машины

Развитие электромузыкальных инструментов значительно повлияло на музыкальную культуру. Популярные среди артистов в сфере рок-музыки 70-х годов (Emerson, Lake & Palmer, Rick Wakeman, ELO, Pink Floyd) электронные музыкальные инструменты способствовали обновлению тембровой палитры и интеграции двух миров - синтетических и натуральных звучаний.

Появление на рок сцене немецких коллективов Tangerine Dream и Kraftwerk фактически ознаменовала начало неакадемической электронной музыки, где большинство традиционных инструментов были вытеснены синтезаторами. Однако наиболее массовое применение звукосинтезирующих технологий наблюдается именно в сфере танцевальной электронной музыки. Она явилась стимулом инженерного творчества и экспериментов с технологией извлечения и передачи звуков. Вследствие этих процессов появилась первая драм-машина Linn LM-1 с цифровыми семплами. Ее разработал Роджер Линн. LM-1 в продажу поступила в 1979 году, однако из-за завышенной стоимости (4999$) модель не стала популярной.

Легендарная драм-машина Roland TR-808

В 1980-м компания Roland выпускает легендарную драм-машину TR-808. В отличие от Linn LM-1, где использовались сэмплы «живых» ударных инструментов, TR-808 представляла собой синтезатор в классическом понимании этого термина с явно выраженным «электронным» звучанием. Первоначально TR-808 позиционировалась как ритм-бокс для создания демо-записей - недорогая альтернатива акустическим ударным инструментам. Подобная утилитарная, «казуальная» направленность сыграла значительную роль в популяризации TR-808 (так же, как и впоследствии TR-909) в музыкальной индустрии.

Сразу после выхода TR-808 приобрела определенную популярность. Первым коллективом, использовавшим драм-машину, стал Yellow Magic Orchestra (Япония) с композициями «1000 Knives», «Music Plans». Также TR-808 можно услышать в композициях «Sexual Healing» М. Гея, «Wherever I Lay My Hat» П. Янга, «Planet Rock» Африка Бамбата, «Confusion» New Order и в творчестве других популярных коллективов 80-х годов.

Linn Electronics

Постепенно популярность TR-808 угасала. Конкурирующая Linn Electronics выпустила более совершенные драм-машины (в частности, модель LinnDrum). Для них был характерен «имитационный» подход к звуковому дизайну как в сфере тембра, так и в сфере ритма. Использование «живых» сэмплов и функция «гуманизации» ритма стали визитной карточкой продуктов Linn Electronics. Звучание этих устройств можно услышать в немалом количестве поп-композиций 80-х годов: ABBA, М. Джексон, Принс, Ж.-М. Жарр, П. Габриэл, Д. Грузин и других.

Нежданная популярность

По сравнению с продуктами Linn Electronics, звучание TR-808 казалось слишком ненатуральным, что привело к потере популярности и свертывания производства в 1984. TR-808 стала доступной в комиссионных магазинах по сниженной цене. Хронологически это совпало с зарождением таких стилей электронной музыки, как house, electro и techno. Доступность TR-808 и ее особые тональные характеристики привели к значительной популяризации этих стилевых направлений. Характерное узнаваемое звучание TR-808 стало знаковым для электронной музыки, детерминантным фактором ее тембрового своеобразия. Возникновение стиля house связано с этим прибором.

TR-808 использовалась почти всеми музыкантами и продюсерами в своих композициях, многие из которых стали классикой. За 16 лет существования TR-808 использовалась чаще, чем другие модели. С годами ее звучание выходило из моды, впоследствии возвращалось - и так по кругу.

Качество звучания

В состав TR-808 входят следующие инструменты:

  • Bass Drum;
  • Toms;
  • Snare Drum;
  • Congas;
  • Claves;
  • Rimshot;
  • Handclap;
  • Maracas;
  • Cymbal;
  • Open Hi-Hat;
  • Cowbell;
  • Closed Hi-Hat.

Звучание большинства инструментов было далеко от своих натуральных аналогов, что было необычным для того времени. Пока критики считали тембры TR-808 неестественными (по сравнению, например, с инструментами Linn Electronics), ее футуристическое звучание казалось чрезвычайно актуальным в контексте электронной музыки. Фактически появление TR-808 и впоследствии TR-909 (1983-85 годы) стало основой для утверждения нового типа тембров - «синтетических ударных». Они по сей день пользуются необычайной популярностью во многих стилях музыки, таких как поп и рок, хип-хоп, R & B, электронная танцевальная музыка и многие другие направления.

Современные тенденции

Большое количество современных программных и аппаратных синтезаторов электронных ударных инструментов и библиотек сэмплов построены на тембрах модели виртуальной «ударной установки», предложенной в 80-х компанией Roland в своих продуктах.

Интересной тенденцией в современной студийной практике является сближение сферы натуральных и синтетических тембров ударных инструментов. Во многих стилевых направлениях (рок, металл) достаточно распространенным приемом является triggering - замена натуральных инструментов (преимущественно рабочего барабана и бас-бочки) заранее записанными сэмплами для достижения более равномерного и плотного звучания, которое благодаря многократному повторению одного и того же сэмпла в конце концов приближается к механистическому биту драм-машин.

Эксперименты со звуком

Возможности драм-машин позволяют создавать необычные, свежо звучащие композиции. Характерным приемом является сочетание тембров акустических ударных инструментов с драм-машиной для предоставления традиционным тембрам нехарактерных для них тональных качеств. Например, так называемой острой атаки. Одновременно используется эффект «оживления» синтетических тембров, придающих звучанию большую натуральность. Так, в композиции «Take On Me» группы A-Ha можем наблюдать сочетание звуков драм-машины LinnDrum с «живым» хай-хэтом и тарелками.

Эти простые по своей сути музыкальные компьютеры стали символом революционных изменений современной музыки. Первоначально призванные заменить акустические ударные инструменты, драм-машины стали локомотивом развития большинства музыкальных направлений.

Сразу после статьи о старых семплерах – мы перевели материал о новейших драм-машинках, которые могут перевернуть ваш подход к созданию музыки.

Если в старые времена акцент при создании битов был на семплерах, то в мире нового хип-хопа и электронной музыки нет ничего важней драм-машины. Но до недавнего времени главные производители оборудования игнорировали этот сегмент рынка, отдавая предпочтения семплерам или устройствам с предустановленными звуками. В результате те, кто не имел доступ к рынку винтажных инструментов, были вынуждены долго рыскать по eBay в поисках подходящего аппарата, либо возвращаться обратно на программное обеспечение или к семплерам. Однако за последние несколько лет ситуация успела измениться в корне. Всё больше производителей стали обращать внимание на имеющийся спрос и представили совершенно новые устройства, которые используют музыканты абсолютного всех жанров.

Чтобы лучше разобраться в появившемся многообразии продуктов, авторитетный портал Resident Advisor подготовил список лучших современных драм-машин, которым мы с вами делимся.

Сперва компактный Volca Beats легко спутать с простой игрушкой. Но стоит ему попасть в правильные руки – например, к музыкантам вроде D"Marc Cantu - и окажется, что с помощью этого маленького устройства можно создавать целые треки. Так, например, трек Cantu «Rival» был записан с помощью Volca Beats за один подход, в первый же день, как артист заполучил в свои руки эту драм-машину.

Благодаря комбинации из аналоговых звуков и PCM-семплов, аппарат из серии Volca, отвечающий за биты, отличается объёмным звуком, а сами ударные заслуживают всяческой похвалы. Сводить трек воедино на Volca Beats действительно очень просто, но стоит заглянуть глубже, и вы обнаружите, что внутри у машины есть неожиданные фишки для искажения звуков. Назначение некоторых функций, вроде Step Jump, Active Step или Motion Record, можно понять уже из названия. Для полного же понимания функционала достаточно будет один раз прочитать руководство. Volca Beats, к тому же, единственный инструмент в списке, который может работать на батарейках. Добавьте сюда встроенный динамик, и вы сможете делать музыку в походной палатке на выходных.

Для многих TR-8 окажется одной из самых очевидных позиций в данном списке. С помощью линейки AIRA фирме Roland удалось оседлать свою волну успеха. Их звуковой баланс и доступность сделали устройства из этой серии невероятно популярными за последний год. TR-8 прекрасно подойдет продюсерам, которые хотят заменить свои классические 808-е и 909-е на что-то другое. MIDI-контроллер и возможность использовать его как аудио-интерфейс USB – вот что привлекло в драм-машине большинство людей. TR-8 производит отличное впечатление в сравнении с нестареющей аналоговой классикой. Это одновременно и хороший знак, и проклятье – несмотря на то, что звуковой потенциал практически полностью соответствует прототипам, устройству сложно соответствовать стандартам, заданным винтажными аналоговыми инструментами. Для разнообразия Roland добавили пару встроенных эффектов (реверб и дилэй). Так что, если вы хотите добавить в свою студию немного нестареющих звуков или живости, но при этом не готовы тратить тысячи долларов на оригиналы, то TR-8, вне всяких сомнений, – это ваш выбор.

Когда разработчики из Nord выпустили оригинальный Nord Drum, - их первый синтезатор, ориентированный на ударные и перкуссию - они поразили многих, представив устройство, разработанное как звуковой модуль для настоящих барабанщиков. Drum 2, обладая полноценным MIDI-управлением и стерео-выходами, занимает свою нишу как для барабанщиков, так и для продюсеров. Каждый из шести голосовых модулей может быть активирован через собственный MIDI-канал или драм-пады. Но что действительно отличает Drum 2 от всех прочих моделей в этом списке (помимо его компактности, конечно же) так это уникальная структура синтеза звука, которая сочетает в себе субтрактивный и FM-синтезы. Добавьте сюда набор сочных эффектов, и вы поймете, что можете выжимать по-настоящему удивительные звуки из этого малыша.

Если вы вдруг знакомы с продукцией немецкой фирмы Vermona, то знаете чего ожидать от третьей версии их драм-машины DRM-1. Конечно же, настоящего аналогового звука. Без сомнения, это самая олдскульная модель в списке. Создатели очень осторожно описывают устройство как драм-синтезатор, а не драм-машину, потому что сама по себе она не является секвенсором – голоса можно выводить либо через MIDI, либо через CV/Gate. Это логичный выбор, ведь сейчас нет никакого недостатка секвенсоров на рынке: как софтовых, так и железных. К тому же, такое упущение позволяет держать относительно низкую цену. Единственный недостаток у такого минимализма в том, что вы не сможете контролировать звуковые параметры - разве что вручную отстраивать бесконечные регуляторы на передней панели. Однако выстраивать с их помощью голоса - это настоящее удовольствие, а извлекаемые вами звуки получаются действительно внушающими. Если вы ищете восьмиканальную аналоговую мощь по доступной цене, то это правильный выбор.

«Драм-компьютер» от Elektron будто смотрит в сторону простоты Vermona и делает все наоборот. Analog Rytm – это новейший набор аналоговых предложений от прославленной шведской компании. С оглядкой на свою историю они наделили Rytm невероятно сложным секвенсором и безумно гибкой в плане настройке системе синтеза звука. Это было сделано намеренно – вместо того чтобы копировать голосовую структуру Analog Four (нового синтезатора компании), они разработали абсолютные новые схемы, заточенные под перкуссию и ударные. Как и в случае с Tempest от Dave Smith (читайте о ней ниже), можно дополнить аналоговые голоса предустановленными семплами. Но, в отличие от Tempest, существует функция добавить в Rytm и свои собственные семплы. Процесс достаточно трудоемкий, поэтому разработчики уже выпустили Strom, приложение для iOS, позволяющее загружать семплы прямо с вашего iPad. Analog Rytm также может похвастаться полным спектром аналоговых звуков (включая дисторшн), но при этом добавляет некоторые цифровые штришки там, где это необходимо. Например, при проигрывании семплов. В результате чего перед нами грамотно сконструированная драм-машина с широким спектром возможностей.

Если вы хотите добавить странности своему звучанию, то, вполне возможно, Tempest - ваш выбор. Эта рабочая лошадка, наверное, самая противоречивая машина в списке. В зависимости от того, к кому обратиться с вопросом, она окажется либо самой лучшей драм-машиной на свете, либо дорогим синтезатором, в который насильно втиснули возможность извлекать ударные. При наличии шести мощнейших аналоговых голосов, которые могут быть смешаны с имеющимися семплами, перед вами открывается большой простор для творчества. Для каждого из голосов есть свой выход, что позволяет добавлять свои собственные финальные штрихи. А секвенсор для Tempest разработал сам Роджер Линн (о детищах этого пионера драм-машин мы писали на прошлой неделе ), и сделал это таким образом, что им будет комфортно пользоваться любому, кто знаком из серией MPC. В устройстве уже знакомое многим количество из 16 пэдов. Это одна из самых технологичных и многофункциональных машин на рынке, но и стоит она соответственно.

Льва Термена, намного опередившее свое время.

История

Первая модель ритмикона была собрана в начале 1930-х по запросу Генри Коуэлла, американского композитора, теоретика и одного из ранних энтузиастов электронной музыки. Дальновидно заботясь о «музыкантах будущего, которым может понадобиться такой инструмент», Коуэлл предложил Термену идею фотоэлектрического (основанного на методе преломления света) устройства, генерирующего ритмический рисунок из тональных звуков - нот. Советский гений инженерной мысли с задачей справился вполне успешно, явив на суд американца хитрое устройство с фрагментом фортепианной клавиатуры и двумя особым образом перфорированными (для взаимодействия с источником света) вращающимися дисками, первый из которых контролировал высоту тона, а второй - ритм. Широкой публике ритмикон был впервые представлен в 1932 году в произведениях Коуэлла «Ритмикана» и «Музыка для скрипки и ритмикона».

Демонстрация работы третьей модели ритмикона, сконструированной Львом Терменом в начале 1960-х для МГК им. Чайковского

Чем знаменита

Вполне логично, что изначально некоммерческий продукт не получил широкого распространения, и вскоре домом для ритмикона стали научные лаборатории (одна из оригинальных моделей Термена находится, например, в Стэнфордском университете). Инструмент всплыл на поверхность в 1950-х, когда Джо Мик, эксцентричный музыкальный продюсер из Лондона, приобрел у безымянного старьевщика одно из оригинальных устройств и нашел человека, который привел аппарат в рабочую форму. Звук этого экземпляра можно услышать во многих популярных фильмах того времени («Подземная битва», «Дожди Ранчипура», «Доктор Стрейнджлав»), а также на альбомах, например, Артура Брауна , Pink Floyd и Tangerine Dream . Сегодня наследие ритмикона используется разве что самыми оголтелыми энтузиастами от экспериментальной музыки, например бельгийско-итальянским дуэтом Lumisokea .

Wurlitzer Sideman

Что

Первая в мире коммерчески доступная драм-машина, детище Рудольфа Вурлитцера, изобретателя первой модели легендарного музыкального автомата - джукбокса.

История

В 1959 году Рудольф Вурлитцер представил музыкальному рынку свою «электромеханическую ритм-машину» - по сути буквально напичканный дорогими транзисторами симпатичный деревянный ящик с набором из десяти перкуссионных звуков и двенадцати ритмических рисунков (вальс, танго, румба и т.п.). Устройство было представлено в качестве оригинального дополнения и расширения для органа Вурлитцера , а также чего-то вроде автоматического сессионного музыканта, своего рода помощника на репетициях, а может, и концертах. Оригинальный аппарат тогда не произвел фурор, впрочем, с моделью Sideman связана достаточно забавная история. Когда продукт впервые появился на рынке, были предприняты попытки серьезного давления на компанию Вурлитцера со стороны Американской федерации музыкантов, представители которой всерьез опасались того, что повсеместное внедрение драм-машины оставит без рабочих мест профессиональных барабанщиков, чего, естественно, не произошло.

Пример «мидированного» устройства. Драм-машина управляется электронной барабанной установкой посредством протокола MIDI

Чем знаменита

Звуки машины Вурлитцера можно услышать на пластинках видных экспериментаторов конца 60-х - начала 70-х вроде Pink Floyd, Yellow Magic Orchestra и Can (похоже, именно эта драм-машина звучит в их известной композиции «Peking O»). Современные музыканты также не отстают - некоторые экземпляры Sideman до сих пор можно найти в продаже, причем многие из них уже подверглись современным модификациям. Так, участники групп, например, Broken Social Scene и LCD Soundsystem используют так называемые мидированные версии драм-машины - это когда устройство управляется по внешнему MIDI-протоколу.

Linn LM-1

Что

Пожалуй, самая популярная драм-машина конца 1970-х - начала 1980-х, а также первое устройство своего рода, использовавшее набор цифровых звуков - семплов.

История

Драм-машины, в 1960-х еще считавшиеся механизмами странноватыми и скорее эффектными, чем эффективными, окончательно укрепили свои позиции где-то к середине 1970-х. Звуки, издаваемые ранними «ритмическими коробками» - Rhythm Ace FR-1 , аппаратами Seeburg Gulbransen , EKO ComputeRhythm , PAiA Programmable Drum Set и прочими, - постепенно перестали казаться публике причудливыми и, как писали поначалу в едкой британской прессе, «инопланетными». К началу 1980-х чуть ли не каждый музыкант (если он, конечно, позиционировал себя деятелем «прогрессивным») уже всерьез считал присутствие в своем творчестве драм-машины чуть ли не первостатейной обязанностью. Поэтому, собственно, рынок к появлению LM-1 был готов, и даже очень высокая розничная цена ($5000 за экземпляр) реализации продукта не помешала.

Классическая модель LM-1

Надо сказать, что решение Роджера Линна, скромного инженера из Калифорнии, вышло как минимум занятным: программируемая (наподобие EKO Compute Rhythm, но гораздо более гибко) драм-машина, которая «может больше, чем просто играть предустановленные ритмы самбы», при этом располагающая набором высококачественных семплов ударных, чтобы все это действо «не звучало, как стрекот сверчков». Устройство, получившее модельный номер LM-1, хранило звуки в цифровом виде, что стало абсолютным новшеством и, по сути, предопределило появление целого нового класса устройств - грувбоксов и семплеров (так, Роджер Линн участвовал в разработке культовой серии Akai MPC). Успех драм-машин Линна закрепила модель LinnDrum, после чего американский инженер решил переключиться на создание процессоров эффектов (работая, в частности, с Томом Оберхаймом - см. ниже), чтобы затем снова вернуть все на круги своя. Последний продукт, разработанный в сотрудничестве с Дейвом Смитом, еще одним американским музыкально-инженерным гением, представляет собой сложнейший гибрид синтезатора и драм-машины и, к сожалению, обладает все тем же главным недостатком всех устройств Linn Instruments - крайне высокой ценой.

Последняя на сегодняшний день эволюционная ступень в серии драм-машин Роджера Линна должна была называться LinnDrum II, но затем получила название Tempest

Roland TR-808/909

Что

Святой Грааль для любого музыкального продюсера.

История

Японская компания Roland начала свое наступление на рынок драм-машин еще в конце 1970-х, когда звуки их классической модели CR-78 (к слову, одной из первых программируемых ритм-машин с аналоговым синтезом) зазвучали с пластинок, например, Genesis , Roxy Music и Дебби Харри . Окончательная же победа пришла несколькими годами позже. Первой пташкой стала модель TR-808, выпущенная японской компанией в 1980 году и изрядно пошатнувшая рынок своей прежде всего ценой ($1195 против $5000 за Linn LM-1). Впрочем, надо заметить, изначально продукт имел и немало ненавистников - во многом из-за своего демонстративно синтетического звука. Появившаяся четырьмя годами позже модель TR-909 включала в себя ряд изменений (например, звук бас-барабана был далеко не таким глубоким, но зато более отчетливым, что крайне приглянулось ряду ранних техно-музыкантов) и была успешно интегрирована в заботливо подготовленную рыночную нишу; к тому времени хит Марвина Гея «Sexual Healing» уже получил «Грэмми», сингл «Planet Rock» Африки Бамбаатаа окончательно обозначил рождение нового жанра - электро, а сама компания Roland продала более 12 000 экземпляров «восемьсот восьмых». Примерно такое же количество реализованных устройств пришлось на 909-ю модель - и уже гораздо меньше на другие аппараты серии ( , 606, и прочие).

Один из главных популяризаторов «девятьсот девятой» - живая техно-легенда Джефф Миллз, буквально не расстающийся со своим любимым аппаратом

Надо отметить, что в этом году японская компания, что называется, перевыдумала ряд своих культовых устройств, выпустив на рынок новую серию AIRA - среди прочих инструментов там замечена и новая драм-машина под модельным номером TR-8. Пока отзывы неоднозначны - ряд музыкантов испытывает абсолютный восторг, другие же очень недовольны тем, что Roland отказались от аналогового синтеза в пользу цифрового: мол, звук выходит «плоским». Логично, что огромная популярность серии TR спровоцировала и появление многочисленных клонов - так, интересные, а по звуку и вовсе практически идентичные классическим модели сегодня производит немецкая компания Jomox .

Мастер-класс по пользованию TR-808 от еще одной живой легенды электронной музыки

Чем знаменита

Сегодня можно уже с абсолютной уверенностью говорить о том, что «восемьсот восьмая» и «девятьсот девятая» практически полностью определили звучание большей части современных танцевальных жанров. Количество известных музыкантов, пользовавшихся этими драм-машинами, не поддается абсолютно никакому подсчету - наверное, справедливо будет заявить, что это практически все ключевые деятели техно и электро, хип-хопа и брейкбита, хауса, эйсид-хауса и гетто-хауса и так далее. В принципе, о популярности TR-808 и TR-909 можно судить хотя бы по количеству трибьютов: здесь вам и британские электронщики 808 State, и Daft Punk с их «Revolution 909» , и Канье Уэст с альбомом «808 & Heartbreak», и Beastie Boys с их фразой: «Nothing sounds quite like an 808» , и многие, многие другие музыканты.

Пару лет назад британский продюсер Addison Groove вдохнул новую жизнь в местную бас-сцену именно с помощью TR-808

Интересно и то, как TR-808 и TR-909 повлияли на формирование целых жанров. Как здесь не упомянуть весь южный хип-хоп (например, 99% ранних треков того же Лил Уэйна) и его осовремененную версию - трэп, где глубокое ухание бас-барабана, стрекотание хай-хэтов и сбивки синтетического снейра являются фирменными элементами жанра. Не обошелся без звуков (по крайней мере семплов) культовых японских драм-машин и внезапно появившийся несколько лет назад джук , где среди продюсеров принято закручивать роландовские перкуссии в сложные полиритмические вихри.

Oberheim DMX

Что

Драм-машина от американского инженера Тома Оберхайма, во многом вдохновленная продукцией Linn Electronics.

История

Отметив несомненный коммерческий успех устройств своего коллеги Роджера Линна, Оберхайм спроектировал не очередной клон Linn LM-1 (коих в то время насчитывалось достаточно), а вполне самобытное устройство. Так, в банках памяти DMX были семплы настоящих барабанов, а интерфейс предоставлял целый ряд возможностей «оживления» машины: барабанные дроби, ритмические сбивки, свинг - в общем, все то, что позволяло устройству сымитировать исполнение ритмических партий живым ударником. Главный же плюс драм-машины заключался в ее звучании - именно плотный, крайне реалистичный звук DMX и обеспечил аппарату отличные продажи.

Oberheim DMX в действии

Чем знаменита

Прежде всего своим действительно «жирным» звуком. 8-битные семплы, пропущенные через цепи цифровых алгоритмов и аналоговых фильтров, придают звуку DMX ту самую теплоту, что так ценится абсолютным множеством музыкантов. Среди пользователей аппарата были замечены New Order

История

Machinedrum - это второй коммерческий продукт небольшой, но уже вполне успешной компании из Гетеборга, основатели которой получили свой первый приток инвестиций, будучи еще выпускниками одного из местных вузов. По сути устройство представляет собой нечто среднее между перкуссионным синтезатором и программируемым компьютером с очень удобным пользовательским интерфейсом (как программным, так и аппаратным - в частности, секвенсор драм-машины очевидно вдохновлен элементами управления TR-серии компании Roland). Сегодня существует уже несколько версий продукта, последняя даже предлагает опции семплирования .

Официальный презентационный ролик от Elektron

Чем знаменита

Шведская драм-машина крайне распространена среди именно электронных музыкантов (для которых она, собственно, и была разработана). Сегодня, чтобы удостовериться в данном тезисе, достаточно зайти в раздел «Talk» официального сайта компании; среди активных пользователей здесь звезды первой величины: The Chemical Brothers, New Order, Autechre, Жан-Мишель Жарр, Orbital, The Knife и многие другие. У такой популярности есть и свои минусы - количество разочаровавшихся в устройстве пользователей примерно равнозначно числу его поклонников. Многие музыканты отмечают, что драм-машина имеет слишком «синтетический» и даже «неживой» звук, и спешат с аппаратом как можно скорее распрощаться - среди последних, например, наш Муджус и, что особенно иронично, американец Трэвис Стюарт, известный как Machinedrum, который, кажется, даже слегка обижен тем, что Elektron «украли» его псевдоним для названия своего продукта.

За последний год драм-машины сделали большой шаг вперед. На рынке можно найти множество устройств для любого кошелька. Стоит отметить, что в данной статье вы не найдете гибридные системы типа Native Instruments" Maschine или Arturia SparkL.

Самая лучшая и бюджетная драм-машина.

  • Звуки: Синтез
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 16
  • Секвенсор: есть
  • Подключение:
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: нет
  • Встроенный динамик: есть
  • Питание: батарейки
  • Возможность брать с собой куда угодно
  • Отличное соотношение цена/качество
  • Синхронизация с другим оборудованием
  • Затруднения с работой

Teenage Engineering Pocket Operators внешне больше похож на обычный калькулятор, чем на драм-машину. В линейке представлены 3 модели - PO-12 rhythm; PO-24 office и PO-32 tonic. Последняя модель позволяет импортировать звуки с Sonic Charge MicroTonic, предоставляя пользователям возможность полностью изменять и перезаписывать звуковую палитру. Кроме того, Pocket Operators можно синхронизировать и с другим оборудованием. Эти модели очень забавные, удобные и отличаются весьма доступной ценой.

Достойные звуки аналогового барабана по приемлимой цене.

  • Звуки: Синтез и сэмплы
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: многопозиционная триггерная панель
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: синхронизация на вход и на выход 1/8" монофонический мини-джек
  • Аналоговые выходы: 3.5 мм стерео
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход
  • Встроенный динамик: есть
  • Питание: батарейки или сеть
  • Аналоговые звуки
  • Компактные размеры
  • Доступная цена
  • Ограниченные возможности подключения

Вдохновившись классическим Roland TR-808, Volca Beats имеет аналоговые и цифровые синтезы PCM, при этом обеспечивая цифровое управление. Помимо этого, на борту устройства находится 16-шаговый секвенсор. Volca Beats имеет 6 аналоговых и 4 PCM звуков. Звуковая технология PCM также включает генерацию хлопков (Clap), крэша (Crash) и других звуков. При помощи трех регуляторов – Click (щелчок), Pitch (высота тона) и Decay (спад) можно создавать различные звуки «бочки», от грубых, которые доминируют в низкочастотном диапазоне до тугих, обеспечивающих точный бит. Параметры подключения довольно скудные, но не смотря на это, драм-машина - отличный бюджетный вариант.

Узнать больше информации и купить .

Внешний вид и звучание TR-909 по доступной цене.

  • Звуки: ACB modelling
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 16
  • Секвенсор: есть
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход
  • Встроенный динамик: есть
  • Питание: батарейки или сеть
  • Выглядит и звучит как TR-909
  • Компактный и доступный
  • Меньше фонового шума, чем у оригинала

Первым делом следует сказать, что TR-09 звучит не точно также, как TR-909. Однако есть как визуальные, так и функциональные сходства, хотя у TR-09 рабочая зона значительно меньше и он может питаться от батареек. Расположение кнопок точно такое же, поэтому любой, кто знаком с 909, сможет создавать паттерны и треки даже не читая руководство. Главный недостаток TR-09 это его размер и неудобные ручки. Но в целом, TR-09 - это драм-машина, способная обеспечить отличные результаты.

Узнать больше информации и купить .

Если вы всегда хотели 808, то у вас, наверняка, появится новая мечта.

  • Звуки: ACB modelling
  • Эффекты: есть>
  • Пэды/кнопки: 16
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: триггерный выход, Mix in, USB (audio и MIDI)
  • Аналоговые выходы: 3.5 мм стерео, 3.5 мм на наушники
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход
  • Встроенный динамик: есть
  • Питание: батарейки или сеть
  • Поистине классический звук и функции 21 века
  • Удобный и доступный
  • Слишком мало аналоговых выходов
  • Было бы лучше, если бы было больше параметров редактирования

Обычно первым делом пользователи обращают внимание на аутентичные аспекты TR-08, но данная драм-машина является инструментом 21 века, в отличие от оригинального TR-808. Хотя система программирования схожа с оригиналом, в новой версии имеется возможность создания случайных паттернов, смена высоты и панорамирования инструментов. Также из новых функций имеется компрессия и усиление. Таким образом, Roland TR-08 является достойной заменой модуля ударных TR-808. Хотя, если бы было больше вариантов редактирования и несколько аналоговых выходов, было бы еще лучше.

Узнать больше информации и купить .

Полностью аналоговая драм-машина по отличной цене.

  • Звуки: Аналоговый синтез
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 12
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: USB MIDI, вход Clock
  • Аналоговые выходы: 3.5 мм индивидуальные выходы, 1/4-inch Mix 3,5 мм и 1/4-дюймовые наушники
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход
  • Встроенный динамик: нет
  • Питание: сеть
  • 17 полностью аналоговых звуков перкуссии и ударных
  • Гибкий и мощный секвенсор
  • Невозможно записать или автоматизировать параметры звука
  • Мало эффектов

Полностью аналоговая драм-машина DrumBrute имеет 12 синтетических треков, а в общей сложности содержит 17 полностью аналоговых звуков перкуссии и ударных. Имеется 12 отдельных выходов аудио, фильтр Steiner-Parker (регуляторы частоты среза и резонанса) на два режима для главного выхода Mix Out, функции Looper, Step Repeat и Roller. Для своей цены модель является отличным вариантом. Предусмотрены широкие коммутационные возможности и режим синхронизации с прочим оборудованием.

Узнать больше информации и купить .

Потрясающая драм-машина с возможность загрузки своих сэмплов.

  • Звуки: ACB modelling и sampling
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 16
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: USB (MIDI и audio), триггерный выход
  • Аналоговые выходы: 1/4-дюймовые выходы, 1/4-дюймовый выход на наушники
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход
  • Встроенный динамик: нет
  • Питание: сеть
  • Возможность загрузки своих сэмплов
  • Новые функции секвенсора
  • Новые возможности работы со встроенными эффектами
  • Не такой простой в управлении, как TR-8

Оригинальный TR-8 был полностью построен на технологии Analog Circuit Behavior (ACB), которая моделирует схему аппаратных модулей по отдельности. Такая технология используется в TR-8S, и имеет звуки от 808, 606, 909, 707 и 727. Также можно загружать свои сэмплы. Любая из 11 дорожек инструмента TR-8S может быть назначена либо эмуляцией, либо сэмплами. Эффекты можно использовать, как на мастер канале, так и на каждой дорожке отдельно, и отдельно настраивать их. В целом TR-8S потрясающий. Драм-машина очень гибкая, интуитивно понятная и, самое главное, очень интересная в использовании.

Узнать больше информации и купить .

  • Звуки: Цифровой синтез и сэмплы
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 16
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: USB, 2 входа 1/4-дюймовых
  • Аналоговые выходы: 2 основных выхода 1/4-дюймовых, 1/4-дюймовый выход на наушники
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход, Thru<
  • Встроенный динамик: нет
  • Питание: сеть
  • Гибкий и мощный звуковой движок
  • Возможность сэмплирования и секвенсор
  • Нет прямой передачи данных через USB или SD
  • Иногда возникают сложности с рабочим процессом

Предлагая полностью цифровую архитектуру, Digitakt оснащен 16 каналами, которые делятся на 8 звуковых дорожек и 8 самостоятельных MIDI дорожек. Сэмплы могут быть загружены через внутреннюю память или сэмплированы с аудиовходов Digitakt. Процесс сэмплирования очень быстрый и делается без необходимости приостанавливать секвенсор. Имеется овердрайв на каждую дорожку. На первый взгляд Digitakt может показаться довольно скромной драм-машиной, но благодаря отличному секвенсированию и большим возможностям подключения, Digitakt может легко стать центральным элементом вашей студии или живой установки.

Узнать больше информации и купить .

Отличная высокопроизводительная драм-машина, которая может делать практически все.

  • Звуки: аналоговые и сэмплы
  • Эффекты: есть
  • Пэды/кнопки: 12
  • Секвенсор: есть
  • Подключение: USB, 1/4-дюймовый вход, 2 внешних входов 1/4-дюймовых, 2 1/4-дюймовых CV / Expression вход
  • Аналоговые выходы: 8 × 6,3 мм выходов на каждый голос, 2× 6,3 мм балансных входа для сэмплирования, 6,3 мм выход на наушники
  • Цифровое подключение: нет
  • MIDI I/O: вход и выход, Thru
  • Встроенный динамик: нет
  • Питание: сеть
  • Отличные звуки и производительность
  • Невероятно гибкий
  • Высокая стоимость
  • Может показаться слишком сложным

В основе Rytm MkII вы найдете тот же превосходный восьми голосный аналоговый / цифровой звуковой движок, который был использован и в MKI. Он оборудован оптимизированным для живой и студийной работы секвенсором Elektron. Каждый трек выбирается нажатием кнопки дорожки и соответствующей панели. Наиболее очевидным отличием передней панели MKII является то, что старые задние чувствительные к давлению резиновые пэды были заменены на крупные и мягкие кнопки с подсветкой. Как и прежде, каждый пэд / дорожка может содержать одну из девяти «машин», которые являются автономными синтаксическими двигателями, предназначенными для создания определенного типа звука барабана. В заключении можно сказать, что это одна из самых лучших драм-машин и она будет вдохновлять вас долгие годы!

Узнать больше информации и купить .

Электронный музыкальный инструмент, созданный для имитации или воспроизведения перкуссионных и ударных звуков.
Используется в разных музыкальных жанрах, не только в электронной музыке.
Драм машины в подавляющем большинстве имеют встроенный программируемый секвенсор для воспроизведения пользовательских и встроенных паттернов.
По типу генераторов делятся на две принципиальные группы:
1) Воспроизведение прошитых в память прибора цифровых семплов
2) Синтез звуков (аналоговый, виртуальный).

История
Первыми устройствами, которые сами играли ударные инструменты были музыкальные шкатулки, производились они еще в XIX в.
Официально первой драм машиной принято считать Rhythmicon, созданный в 1930 г., благодаря сотрудничеству авангардного американского композитора и теоретика Генри Коуэлла и советского изобретателя Льва Сергеевича Термена, создавшего терменвокс.
Первой драм-машиной с цифровыми семплами была, созданная Роджером Линном, Linn LM-1. Выпущенная в 1979 г., она стоила $4,999 и была не доступна для подавляющего большинства музыкантов и студий. Всего было выпущено 500 штук.
В 1980 г. компанией Roland, которая занималась выпуском драм машин с 1967 г. (под названием Ace Tone), была выпущена драм машина Roland TR-808, ставшая культовой. Стоимость ее составляла $1000 (против $5000 за LM-1), она легко интуитивно программировалась, имела аналоговый синтез и узнаваемый звук. Особенную популярность снискал низкочастотный длинный Bass Drum.
В 1984 г. Roland выпустил TR-909. В 1986 г. Роджер Линн разработал совместно с Akai драм машину с возможностью записи своих семплов Akai MPC60, которая положила начало популярной линейке семплеров MPC.

Современность
С развитием технологии, драм машины как отдельный класс приборов становятся менее популярными.
Особенно это касается устройств со вшитыми в память цифровыми семплами, поскольку они легко заменяются более гибкими семплерами и компьютерными виртуальными инструментами.
На этой волне вновь обретают популярность аналоговые драм машины, за свой неповторимый звук.
Так же не стоит забывать, что прямая эволюция драм машин переросла в новые виды инструментов: фразовые семплеры и грувбоксы ("Groovebox" является зарегистрированной маркой Roland, но часто употребляется для характеристики рабочих станций с паттерновым секвенсором, встроенной драм машиной и синтезатором/семплером, предназначенными в основном для танцевальной музыки).
Современные производители драм машин с прошитыми цифровыми семплами:
Akai - модель XR-20 драм машина со встроенными семплами, более 700 звуков.
Roland - драм машины под брендом Boss.
Так же можно встретить продукцию компаний Korg, Alesis, Yamaha, Zoom и др.
Современные производители аналоговых драм машин: MFB, Vermona, Jomox и др.

Влияние Драм машины очень сильно повлияли на огромное количество стилей музыки. Их "роботизированный" ритм является неотъемлемой частью всех электронных танцевальных стилей, а так же стилей хип-хоп, рэп и связанных с ними. Известен необычный факт: в 1983 Marvin Gaye, известный Американский певец, на NBA All-Star game спел гимн США под аккомпанемент аналоговой драм машины, что является очень нетипичным даже в настоящее время.

Используемые источники
1. sonicstate.com.
2. 120years.net.
3. en.wikipedia.
4. akaipro.com.